Скрыть
Раскрыть

2020. №3

Теоретические и прикладные исследования

8–36

Андре Кристоф (Christophe André) — MSc, старший экономист, Экономический департамент ОЭСР. E-mail: christophe.andre@oecd.org

Парелиуссен Йон (Jon Pareliussen) — MSc, экономист, Экономический департамент ОЭСР.
E-mail: jon.pareliussen@oecd.org

Хван Хёнджон (Hyunjeong Hwang) — PhD, статистик, Экономический департамент ОЭСР.
E-mail: hyunjeong.hwang@oecd.org

Адрес: OECD, Economics Department, 2 rue André-Pascal, 75775 Paris Cedex 16.

Ухудшение результатов шведских школьников в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA, а также в других международных тестированиях в период между 2000 и 2012 гг. вызвало обеспокоенность шведской общественности и сомнения в эффективности национальной школьной системы, даже несмотря на то что в последнее время результаты выросли. Кроме того, более заметными стали различия образовательных достижений учащихся из разных социально-экономических групп. Особенность шведской системы школьного образования в том, что она предоставляет семье свободный выбор между частными и государственными школами. В научном сообществе идут дискуссии о влиянии конкуренции на результаты деятельности школ и образовательное неравенство.
Проведен эконометрический анализ результативности шведских средних школ на основе панельных данных, охватывающих большинство школ страны, за период 2013–2017 гг. Установлено, что коммерческие частные школы в среднем показывают более низкие результаты по сравнению с некоммерческими и государственными школами — правда, при наличии большой неоднородности. Конкуренция среди школ коррелирует с ухудшением образовательных результатов в школах, где велика доля неблагополучных в социально-экономическом отношении учащихся, что подтверждает негативный эффект сообучения, характерный для отстающих школ. Результаты панельного стохастического граничного анализа позволяют судить об относительно ограниченном распределении показателей неэффективности школ, при том что очень низкие достижения показывает относительно малое число школ. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости адресного распределения ресурсов в пользу самых нуждающихся школьников, а также более четкого управления процессами конкуренции и выбора школ — так, чтобы от этого выигрывали в равной степени учащиеся всех социально-экономических групп.

37–59

Реан Артур Александрович — доктор психологических наук, академик РАО, профессор, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Адрес: 101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10. E-mail: profrean@mail.ru

Ставцев Алексей Андреевич  магистр социальной психологии, психолог-исследователь проекта «Шаги просвещения» Фонда поддержки культурных инициатив «Собрание».

Адрес: 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 43, стр. 3. E-mail: stavtsev.alex@yandex.ru

На основании данных, полученных российскими психологами и социологами, обосновывается необходимость применения программ, направленных на улучшение школьного климата и снижение общей агрессивности учащихся. При этом позитивные психологические интервенции как средство обеспечения психологического благополучия школьников имеют ряд преимуществ перед программами, направленными на сокращение или ликвидацию негативных поведенческих проявлений, такими как антибуллинговые, антитабачные программы, меры противодействия депрессии, программы по снижению общей агрессивности: это универсальность и пластичность применения, широкий охват. Позитивные психологические интервенции формируют такие важные характеристики жизнедеятельности, как позитивные эмоции, вовлеченность в дело, приносящее удовольствие, гармоничные социальные взаимоотношения, адекватная самооценка, чувство собственной значимости. Эффективность позитивных психологических интервенций оценивается исходя из анализа результатов зарубежных исследований в сопоставлении с описательными работами отечественных авторов.

60–94

Погожина Ирина Николаевна — доктор психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9. E-mail: pogozhina@mail.ru

Подольский Андрей Ильич — доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ. Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9. E-mail: apodolskij@mail.ru

Идобаева Ольга Афанасьевна — доктор психологических наук, доцент, главный специалист фонда «НИР». Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 1. E-mail: oai@list.ru

Подольская Татьяна Афанасьевна — доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИДСВ РАО». Адрес: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16. E-mail: tpodolskaya@list.ru

В зависимости от принятия или отторжения норм и правил жизни, принятых на данной ступени развития общества, выделяют два вида цифрового поведения: просоциальное и антисоциальное. Носители этих видов поведения различаются способами построения коммуникации в цифровой среде и имеют специфические характеристики когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер.
Цель проведенного исследования — на основании зарубежных исследований выделить и проанализировать логико-категориальные характеристики антисоциального цифрового поведения, связанного с особенностями мотивационной сферы интернет-пользователей.
Выделены внутренние и внешние факторы антисоциального цифрового поведения. Установлено, что существуют значимые связи между высоким уровнем проблемного использования интернета и психологическими особенностями интернет-пользователей в коммуникативной, эмоциональной, мотивационной и когнитивной сферах. Перспективным с точки зрения построения моделей цифрового поведения и разработки программ противодействия антисоциальному поведению в Сети выступает изучение связи активности пользователей в отношении разного по содержанию и видам интернет-контента с их индивидуально-психологическими особенностями.

95–109

Докука София Владимировна — кандидат социологических наук, доцент, научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: sdokuka@hse.ru

Юдкевич Мария Марковна — кандидат экономических наук, проректор, директор Института институциональных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: yudkevich@hse.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Вопрос о влиянии на социальную структуру индивидуальных характеристик составляющих эту структуру людей является одним из ключевых в социальных исследованиях. Авторы анализируют эволюцию социальных связей студентов 1‑го курса одного из российских университетов с целью определить, каким образом в процесс формирования социальной интеграции студентов вовлечено обобщенное доверие. Показано, что люди, которые доверяют окружающим, в большей степени склонны вступать в отношения с теми, с кем у них нет общих друзей, и расширять свои сети взаимодействий. Эмпирические результаты согласуются с теоретическими представлениями социологов, в частности Д. Колмана и Э. Усланера, о том, что доверие на индивидуальном уровне оказывает влияние на всю социальную структуру и, соответственно, на функционирование сообщества.

110–136

Шмелева Евгения Дмитриевна — научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: eshmeleva@hse.ru

Фрумин Исак Давидович — научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета«Высшая школа экономики». E-mail: ifroumin@hse.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Инженерному образованию в России сегодня уделяется особое внимание: около половины всех бюджетных мест в вузах выделяется на инженерные направления подготовки. И в то же время среди студентов этого профиля наблюдается наиболее высокий уровень выбытия. Цель данного исследования — оценить масштаб выбытия студентов инженерно-технического профиля в начале и середине обучения, а также установить факторы выбытия. Исследование опирается на данные, полученные в ходе опроса более 4 тыс. студентов инженерных направлений подготовки в 34 российских вузах, составляющих репрезентативную национальную выборку, а также на административные сведения об отчислениях студентов. При анализе факторов выбытия студентов в первые три семестра обучения авторы опираются на теоретическую рамку В. Тинто, согласно которой социальная и академическая интеграция студентов является критически важным условием успешного продолжения обучения в выбранном университете. Результаты исследования подтверждают ключевую роль академической интеграции, а именно посещения занятий и активного взаимодействия с преподавателями, в предотвращении выбытия студентов, но опровергают гипотезу о значимости социальной интеграции. Риску выбытия подвергаются студенты с низкими баллами ЕГЭ по математике, а также те, чей фактический выбор направления подготовки не соответствовал желаемому. Гипотеза о том, что уровень выбытия в высокоселективных вузах выше, чем в прочих, не нашла подтверждения. Предложены рекомендации для университетов, направленные на снижение уровня выбытия среди студентов.

137–164

Мясников Александр Алексеевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова, доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: amyasnikov@hse.ru

Серегина Светлана Федоровна — доктор экономических наук, профессор департамента теоретической экономики факультета экономических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: sseregina@hse.ru

Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20.

В российском сообществе преподавателей экономики сильна поляризация мнений относительно использования математического инструментария в преподавании экономических дисциплин бакалаврского уровня. Многие преподаватели выступают за использование минимального объема математики, ограниченного лишь базовыми графиками и уравнениями. Проведен опрос 160 российских преподавателей экономики с целью выявления факторов, определяющих их мнения о достаточности знаний по математике у студентов и о желательности сокращения или расширения объемов использования математического инструментария в процессе преподавания начальных курсов экономики. Установлено, что большинство преподавателей по разным причинам считают математические знания студентов недостаточными, но полагают, что математический инструментарий помогает лучше усваивать отдельные аспекты экономических проблем; они также оценивают используемый объем математики как оптимальный. Существенное влияние на мнение преподавателей об использовании математического инструментария оказывают их собственные представления о роли математики в экономике. Выявлены также различия в мнениях по ряду вопросов между преподавателями московских и региональных вузов.

Статистика и социология образования

165–187

Чередниченко Галина Анатольевна — доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.

Адрес: Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35. E-mail: galcher2211@gmail.com

На основе материалов социологического опроса, проведенного в 2019 г. на всероссийской структурированной выборке студентов заочных отделений вузов и лиц, получивших в 2000–2018 гг. высшее образование по заочной форме обучения, составлен социальный портрет потребителей этой формы обучения, выявлены типы их образовательных траекторий и причины, обусловливающие потребность именно в данной форме получения образования. Сопоставляются субъективные ожидания влияния полученной подготовки на положение на рынке труда и оценки ее реального эффекта; анализируются перемещения дипломников в иерархии социально-профессиональных статусов, произошедшие в результате использования полученной подготовки.
Группа потребителей заочного обучения отличается от имеющих доступ к очной форме получения высшего образования более демократичным по социально-экономическому статусу составом, объемом имеющихся образовательных ресурсов на этапе поступления в вуз и специфическими потребностями, важнейшей из которых является необходимость выхода на рынок труда и/или компенсации пониженной конкурентоспособности. Значительная часть потребителей заочного обучения поступает в вуз, уже имея среднее профессиональное образование, что отражает нараставшую до последнего времени популярность у представителей ряда социальных групп обходной стратегии получения высшего образования — она позволяет избежать рисков сдачи или предъявления результатов ЕГЭ. Объем образовательного капитала, накопленный до поступления в вуз (ему соответствуют четыре типа образовательных траекторий заочников), коррелирует с показателями их социально-экономического происхождения. Преимущества и недостатки образовательного старта сохраняют свое влияние на следующем этапе обучения. Аналогично дифференциация статусов заочников на старте учебы в вузе в дальнейшем проявляется в разной степени успешности, с которой им удается конвертировать полученное образование в статусы, соответствующие уровню диплома.

188–213

Агранович Марк Львович — кандидат экономических наук, директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС.

Адрес: 125319 Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1. E-mail: agranovich-ml@ranepa.ru

В последние годы наметился рост интереса к сравнительным исследованиям региональных образовательных систем, обусловленный как возможностью постановки новых исследовательских задач, так и потребностями образовательной политики. Исследования в этой области посвящены главным образом дифференциации учебных достижений и равенству доступа к образованию. В предлагаемой статье рассматривается связь показателей региональных образовательных систем с успешностью выпускников в послешкольной жизни, оцениваемой через долю населения соответствующего возраста, которое не учится и не работает (NEET). При оценке корреляционных связей учитывалось влияние на показатели образования внешних социально-экономических факторов, таких как валовой региональный продукт в расчете на одного жителя и уровень урбанизации.
Проведен корреляционный и регрессионный анализ индикаторов образования, социально-экономических показателей и NEET по субъектам Федерации. Выявлены статистически значимые связи NEET с показателями, характеризующими участие населения в образовании, организацию учебного процесса, условия обучения, ресурсы и финансирование образования, структуру педагогического корпуса. Не менее важным результатом проведенного исследования является установленное отсутствие связи между успешностью выпускников в послешкольной жизни и рядом показателей образования, играющих существенную роль в современной российской образовательной политике.
Представленные данные могут служить основой для выработки образовательной политики на региональном уровне и не предназначены для оценки и, тем более, рейтингования региональных образовательных систем.

Дискуссия

214

Вступление от редакции журнала к рубрике "Дискуссия".

215–222

Бикбов Александр Тахирович — кандидат социологических наук, приглашенный профессор Высшей школы социальных наук (Париж).

Адрес: 54 bd Raspail, 75006 Paris, France. E-mail: abikbov@gmail.com

223–233

Куренной Виталий Анатольевич — кандидат философских наук, профессор Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Адрес: 105066 Москва, ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1. E-mail: vkurennoj@hse.ru

Практика

234–254

Захарова Людмила Николаевна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальных наук НИУ «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». E-mail: zlnnnov@mail.ru

Шилова Людмила Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии управления факультета социальных наук НИУ «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». E-mail: shinila@yadex.ru

Гадбеджи Захра — аспирант кафедры психологии управления факультета социальных наук НИУ «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». E-mail: z.ghadbeigi@gmail.com

Лиучуан Чжу — магистрант кафедры психологии управления факультета социальных наук НИУ «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». E-mail: 1204003453@qq.com

Адрес: 603022, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23.

Обсуждаются проблемы формирования у студентов индустриальных колледжей готовности к работе на современном инновационном предприятии и их организационной социализации в условиях изменения технологического уклада. Методологию исследования составили концепция и типология организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна. Проведен опрос с целью выявить представления студентов и преподавателей индустриальных колледжей в России, Китае и Иране об организационной культуре колледжей, а также компаний, которые они считают наиболее вероятным местом будущей трудовой занятости, и компаний, наиболее эффективных в современных условиях. Обнаружено соответствие организационной культуры колледжей социально-экономической ситуации в стране. В китайских колледжах она наиболее гармонична, и студенты полагают, что будут работать на эффективных предприятиях. Студенты и преподаватели едины в своих оценках и не желают изменений. Со временем такие установки могут привести к стагнации вместо развития. Российские студенты оценивают организационную культуру своих колледжей как клановую и желали бы усилить ее клановый компонент, ослабив иерархический. Инновационный компонент они переоценивают и не придают ему особого значения, полагая, что придут работать, скорее всего, на неэффективные предприятия. Преподаватели усматривают в существующей культуре иерархическую доминанту, желают ее ослабить, так же как и деловой компонент, максимально усилив клановый. Закономерным последствием таких установок будет низкое качество создаваемого человеческого капитала. Преподаватели российских колледжей имеют вполне правильные представления об организационных условиях на эффективных предприятиях, но не оказывают соответствующего социализирующего влияния на студентов и даже солидарны с ними в предпочтении доминанты клановых ценностей. В иранских колледжах студенты более адекватно, чем преподаватели, оценивают культуру эффективных предприятий, а преподаватели желают сохранить безусловную доминанту иерархических ценностей и свести к минимуму инновационные, что значительно затрудняет перспективную организационную социализацию внутри колледжей. Показаны ограничения применимости результатов исследования и сформулированы подходы к разработке программ организационной социализации.

255–276

Дудырев Федор Феликсович кандидат исторических наук, директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: fdudyrev@hse.ru

Максименкова Ольга Вениаминовна — кандидат технических наук, младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа факультета компьютерных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: omaksimenkova@hse.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

В статье представлен обзор практик использования симуляторов и тренажеров для целей профессионального образования и профессионального обучения; проанализированы сложившиеся в профессиональной педагогике точки зрения и подходы к описанию симуляторов и тренажеров как инструмента формирования профессиональных навыков. Описаны симуляторы, применяемые в медицинском, техническом и педагогическом образовании; представлена общая типология моделей практико-ориентированной подготовки, охарактеризовано место симуляторов как особой обучающей среды. Данный обзор будет полезен при разработке и реализации мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (в части внедрения симуляторов в среднем профессиональном и высшем образовании).

Размышления о ...

277–302

Желвис Римантас (Rimantas Želvys) — профессор Института педагогических наук факультета философии Вильнюсского университета.

Адрес: Universiteto str. 9, Vilnius 01513, Литва. E-mail: rimantas.zelvys@fsf.vu.lt

В статье рассматриваются некоторые аспекты реформирования высшего образования в постсоциалистической стране. Анализируя трансформации в системе высшего образования Литвы, автор ищет ответ на главный исследовательский вопрос: почему постсоциалистические страны, которые три десятилетия назад имели похожие или почти идентичные системы образования, стали двигаться по разным траекториям изменений, вместо того чтобы становиться еще более схожими, как это изначально предсказывали эксперты. Изменения, произошедшие в переходный период, приблизили некоторые страны к доминирующей западной системе высшего образования, в то время как другие бывшие советские республики сохранили многие элементы предыдущей модели или выбрали альтернативные пути развития. Автор полагает, что глобализация образования по-прежнему является движущей силой многих изменений в системах образования на постсоциалистическом пространстве. Однако советское наследие и другие специфичные для каждой страны факторы изменяют смысл и содержание реформ и тем самым определяют различия в результатах. Уровень социально-экономического развития является еще одним чрезвычайно важным обстоятельством, влияющим на качество и масштабы реформ в области образования. В сравнительных исследованиях систем образования изменение глобальных тенденций развития под влиянием местной культуры и специфичных для конкретной страны условий, приводящее к особенным результатам, получило название глокализации. В данном исследовании показано, что глобальные тенденции стандартизации, маркетизации, обеспечения подотчетности и экономической эффективности в определенной степени соответствуют советской традиции унификации образования, карательного характера контролирующих учреждений и отсутствия доверия. В Литве западные идеи реформирования высшего образования были приняты выборочно и сочетались с реформами, которые в целом следуют общей постсоциалистической модели «зависимости от предшествующего развития», что привело к интересным локальным результатам.

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»